Бескитие. Записки дилетанта

Рыбачий и Средний — 2023

Бескитие.

Записки дилетанта

В этом году я поехал на полуострова Средний и Рыбачий, что в Мурманской области, во второй раз - до этого я однажды добрался до границы полуострова Средний в ходе авантюрной вылазки во время поездки в Финляндию на велосипеде. В этот раз я осматривал территорию более тщательно, и надеялся всё же найти на ней череп кита. Спойлер: не нашёл. Но погулял знатно.

2023.08.09

Спал на удивление хорошо, сказывается отсутствие в вагоне мелких детей. Вместо них уйма собак и кошек (не знаю, возможно, этот вагон с животными, а обычные вагоны – без) – но кошки и собаки смирные.

Сорок минут стояли в Медвежьегорске. Вдоль поезда ходят продавцы пирожков и копчёной рыбы. Интересно, я думал, этот пережиток времён беззакония уже давно побеждён.

2023.08.10

Утром слез с поезда и уже через двадцать минут сидел в маршрутке, идущей на Рыбачий. Метров за сто до места назначения – КПП. Долго проверяли документы, потом сказали, что могу прямо с КПП идти на полуостров, не дожидаясь официальной остановки. Ну, я и пошёл.

Прошёл с километр, набрал воды в ручье, тут рядом остановилась машина и водитель предложил подвезти меня на полдороги. Военный пенсионер, пожарный, в свободное от работы время ходит по сопкам, ищет бойцов и вообще "по войне". Или в гидрокостюме по озёрам плавает, с похожими целями.

Довёз меня до развилки, побеседовали с ним в беседочке за чаем, потом он поехал в свою сторону, я пошёл в свою. И меня быстро (и опять без моей просьбы) подобрали – на этот раз семья московских АиТишников. За милыми разговорами о путешествиях довезли до Рыбачьего, я слез ставить палатку, а они уехали на мыс Немецкий.

Разбил палатку, полез искать спуск к морю. Нашёл не сразу и далеко, у какого-то лагеря. Берег неплох, массово валяются тушки морских птиц, ежей, медуз, куски крабьих панцирей.

Видимо, завалы плАвника.

Пока писал эти строки, раздался удар пара, и подняв голову, я увидел вдалеке спину ныряющего кита. Увы, больше на него посмотреть не удалось.

2023.08.11

Водяника, она же шикша.

Попутка подбросила меня на мыс Коровий, и я пошёл оттуда по берегу в сторону лагеря.

Мыс Коровий.

Шторма тут серьёзные, видимо, плавнИк лежит на несколько метров выше уровня моря. Повсюду валяются морские ежи и крабы – зачастую, не вскрытые, то есть, погибшие своей смертью. На берегу нашлись и останки дельфинов (мелких, вроде азовки), и черепа тюленей, и уйма оленьих костей – всё в весьма плачевном состоянии. Но, в основном, конечно, поплавки сетей – пенопластовые, стальные, алюминиевые и мои любимые, лимонно-жёлтые ячеистые пластиковые. Приходилось постоянно напоминать, что мне ничего такого не нужно.

Мои любимые поплавки канареечного цвета. Но зачем они мне нужны?..

Кстати, попалось и что-то вроде старой морской мины, и что-то вроде торпед...

По берегу валяются завалы старого оружия. Жаль, взять нельзя.

Растрескавшийся на солнце тюлень.

Но всё это валялось на первых 3-4 километров берега, в видимости Баренцева моря. Дальше я углубился в Волоковую губу, и интересности плавно сошли на нет. Впрочем, уже наступал вечер, так что я поднялся с берега на дорогу, внезапно, поймал утреннюю машину, ехавшую обратно, и вернулся к лагерю.

Очередная военная железка.

2023.08.12

Решил сходить по берегу Мотовского Залива – зря, что ли, его Китовым Кладбищем звали. Спойлер: зря.

И ещё одна военная железка - мина, видимо.

То есть, возможно, ближе к устью залива ситуация интереснее, но тут, от мыса Ларина до губы Кутовой, из даров Баренцева моря я нашёл только пару костей мормлеков и одинокий поплавок. Зато встретил очередного дохлого оленя и кучу чаек – наверное, их можно было бы собрать и окупить экспедицию, но я поленился, на фоне проблем с Авито.

Обратно в лагерь подвезла машина, так что уже к 18 часам освободился. С одной стороны, рано, с другой – ни на что серьёзное времени уже нет. Так что просто лёг спать пораньше.

2023.08.13

С утра я начал собирать вещи, тут ливанул дождь, дождался, пока я закончу паковать рюкзак и перестал. Дальше весь день была отличная погода, второй дождик был только минут десять, пока я ставил палатку.

Поймал машину уфологов, которые собирались ставить секретные эксперименты. Они ехали на мыс Скобеевский, откуда сложно было бы выбраться. Водитель у них – профессионал, который возит туристов по Мурманской области, по дороге он встретил колонну таких же туристов со знакомыми водителями, и пересадил меня к ним. И я доехал до мыса Кекурского.

До вечера ходил по побережью, нашёл вездесущих дохлых чаек и оленьи кости. От линии литорали до линии плавника тут метров десять по высоте; или высокие приливы, или жуткие шторма, или и то и то. Выброшенный на берег мусор есть, но его меньше, чем на Коровьем было – всё-таки, течение делает своё дело. Ну или мне показалось.

Шарики крыш радаров на горизонте.

Они же, но поближе.

2023.08.14

Дошёл до западного берега Рыбачьего, который мне исходно и казался самым перспективным. Действительно, подойдя к берегу, в первую же минуту нашёл скелет серого тюленя. Я обрадовался богатству места – но за следующие пять часов поисков не нашёл больше ничего, даже оленей. Только вездесущие чайки лежали в песке, да одинокая утка.

Серый тюлень. Единственный найденный мною интересный череп.

Зато в тундре над обильными зарослями берёзы и ивы поднимаются стволы могучих надберёзовиков. Один из них, оказавшийся, вроде, подосиновиком, я даже сорвал и пустил в кашу. Правда, на следующее утро, вечером я был слишком уставшим, чтобы что-нибудь готовить.

Надберёзовик.

2023.08.15

С утра не спеша собрался и пошёл по самой широкой дороге полуострова в сторону шоссе. Добрался до пригорка, на котором сходится несколько дорог, и встал там ловить машины.

В общем, с полудня и до пяти часов вечера мимо меня проехало полдюжины машин, они благожелательно останавливались, интересовались моими намерениями, но подбирать – не подбирали. То ехали не туда, то были слишком загружены.

А вот и кусок черепа кита на входе в палаточный городок. Хорошо, что я такой же целый не нашёл.

Я уже начинал грустить, когда около меня остановилась "буханка", ехавшая до Мурманска – и взяла меня.

Кроме меня, в буханке была семья, которая её арендовала, и ещё одна семейная пара, которая прошла почти весь полуостров пешком насквозь, и теперь добиралась обратно, к своему автодому, удобному, но не способному ездить по местным ухабам. В общем, весело ехали. И-таки доехали до Мурманска, даже до полуночи.

Снял койко-место в хостеле, поменял ЖД билеты на завтра, лёг спать.

2023.08.16

Сходил в музей рыболовного института (ПИНРО), местная тётушка провела мне там экскурсию, за что ей большое спасибо.

Фосфоритовые конкреции в музее ПИНРО.

Это фото доказывает, что в ПИНРО был Commodore PET.

Закупился едой вместо доставшей походной раскладки, посмотрел на изделия из рыбьей кожи (обложки паспорта и кепки симпатичные, но, боюсь, будут пачкаться и вообще портиться). И пошёл на поезд.

К остальным Запискам Дилетанта.

Мои контакты

ABOUT

Главная страница.

Использование информации с сайта приветствуется при сохранении ссылки на первоисточник. :-).